Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЕФОДИЙ
45, С. 117-120 опубликовано: 14 июля 2021г.


МЕФОДИЙ

Мефодий (Герасимов) в бытность епископом Забайкальским и Нерчинским. Фотография. Ок. 1900 г.
Мефодий (Герасимов) в бытность епископом Забайкальским и Нерчинским. Фотография. Ок. 1900 г.

Мефодий (Герасимов) в бытность епископом Забайкальским и Нерчинским. Фотография. Ок. 1900 г.

(Герасимов Маврикий Львович; 22.02.1856, дер. Елбанская Барнаульского у. Томской губ.- 28.03.1931, Харбин, Китай), митр. Харбинский и Маньчжурский. Из рода потомственных сельских священников. Первоначальное образование получил дома, затем учился в Томском ДУ и Томской ДС. В 1878 г. поступил в КазДА. В 1882 г., по окончании 3-го курса, оставил по болезни учебу в академии, получив звание действительного студента. 23 дек. 1882 г. поступил в Алтайскую духовную миссию. Был назначен старшим учителем и псаломщиком домовой церкви Улалинского центрального миссионерского уч-ща, которое вскоре было переведено в г. Бийск. Стал одним из ближайших помощников начальника Алтайской миссии Бийского еп. свт. Макария (Невского; с 1891 епископ Томский и Семипалатинский, впосл. митрополит). 26 сент. 1885 г. принял монашеский постриг с именем Мефодий, 10 нояб. рукоположен во диакона, 22 дек. во иерея. Был назначен заведующим Бийским миссионерским уч-щем, провел его преобразование в катехизаторское с 3-годичным курсом обучения. После пожара, уничтожившего в 1886 г. в Бийске Архиерейский дом с помещениями уч-ща, М. совместно с еп. Макарием занимался организацией работы уч-ща в здании начальной миссионерской школы и строительством нового здания (построено в 1888). В 1890 г. Бийское миссионерское уч-ще получило права духовного уч-ща. Был учрежден училищный совет во главе с М., на к-рый возлагалась в т. ч. аттестация учителей церковноприходских школ. 30 янв. 1892 г. за поданное в КазДА диссертационное сочинение М. был удостоен степени кандидата богословия. 16 мая 1893 г. возведен в сан архимандрита. В связи с переводом начальника Алтайской миссии Бийского еп. Владимира (Синьковского; впосл. архиепископ) на Владикавказскую кафедру М. 16 июля 1893 г. был освобожден от должности заведующего Бийским миссионерским уч-щем и назначен начальником Алтайской миссии. 2 июня 1894 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. Хиротонию в Томске возглавил архиеп. Макарий (Невский). Став архиереем, М. продолжал уделять много внимания Бийскому училищу. Весной 1893 г. был заложен новый училищный корпус и уже осенью следующего года в недостроенном здании начались занятия. 14 сент. 1895 г. М. торжественно освятил новый корпус. В нем размещались учебные классы, спальные комнаты, начальная школа грамоты, квартиры для преподавателей, кухня и хлебопекарня. В 1895-1896 гг. М. разработал программу 6-летнего обучения в катехизаторском уч-ще, по окончании к-рого его выпускники могли поступать в духовные семинарии.

24 дек. 1898 г. назначен правящим епископом Забайкальской и Нерчинской епархии и исполняющим обязанности начальника Забайкальской духовной миссии. Прибыл в Читу в февр. 1899 г. и сразу приступил к налаживанию церковной жизни, пришедшей в упадок из-за болезни прежнего правящего архиерея еп. Никодима (Преображенского). По распоряжению М. были возобновлены крестные ходы с чудотворной иконой Параскевы Пятницы: весной икону с крестным ходом доставляли из Читы на Иргень, осенью, по окончании полевых работ, возвращали в Читу. В авг. 1899 г. в Чите был заложен новый кафедральный собор во имя св. кн. Александра Невского (строительство закончено в 1912). С янв. 1900 г. стали выходить «Забайкальские епархиальные ведомости». По инициативе М. была восстановлена должность начальника Забайкальской миссии, к-рую 20 авг. 1905 г. занял свящ. Епифаний Кузнецов (впосл. епископ сщмч. Ефрем). Во время революционных событий 1905 г. М. неоднократно проявлял христ. сострадание: ходатайствовал за революционеров, приговоренных военными властями к смерти; брал под защиту священнослужителей, заподозренных в политической неблагонадежности. В связи с тем, что в епархии остро стояла проблема нехватки священно- и церковнослужителей, М. распорядился перевезти в Читу единственное в Забайкалье Нерчинское ДУ и подал прошение в Синод об открытии Читинской ДС. Поскольку семинарию открыть в то время не удалось, по указанию М. была проведена реорганизация одноклассного Центрального миссионерского уч-ща Забайкальской миссии. Оно было преобразовано в низшее учебное заведение Духовного ведомства с 4-летним курсом обучения. При уч-ще была создана 3-летняя церковноприходская школа с преподаванием ряда предметов, необходимых для миссионерской деятельности. В 1907 г. Читинское миссионерское уч-ще получило собственное здание (ранее размещалось в Архиерейском доме). В Чите М. стал известен как талантливый проповедник. Его архиерейские службы собирали столько верующих, что их не могла вместить крестовая Андреевская церковь. Все лето М. посвящал поездкам по отдаленным приходам, участвовал в местных крестных ходах, посещал тюрьмы. В 1912 г. М. учредил курсы псаломщиков, лично наставлял слушателей в церковном чтении и пении, был очень требовательным, принимая экзамены. Часто публиковал заметки и статьи в «Забайкальских епархиальных ведомостях», издал 2 брошюры о методике преподавания в начальной школе.

20 дек. 1912 г. назначен епископом Томским и Алтайским. Приобрел в Томске большое здание, в к-ром разместили епархиальную б-ку и богадельню для лиц духовного звания, под его руководством было отреставрировано ветхое здание Томского архиерейского дома. 30 июля 1914 г. назначен управляющим Оренбургской и Тургайской епархией. При М. произошла реорганизация епархиального управления. В сент. 1914 г. резиденция викарного Челябинского епископа была перенесена из Оренбурга в Челябинск. В помощь правящему архиерею (прежде всего в миссионерской деятельности) в дек. того же года была учреждена Кустанайская викарная кафедра с местопребыванием епископа в Оренбурге. М. уделял большое внимание развитию дела миссии, возглавляя епархиальный комитет Православного миссионерского общества. По его ходатайству была вновь учреждена должность Оренбургского епархиального миссионера для проповеди среди мусульман, был восстановлен Александровский миссионерский стан в Кустанайском у. Тургайской обл. В епархии появились новые миссионерские школы, велась подготовка к открытию Оренбургского миссионерского ин-та. М. постоянно совершал поездки по отдаленным приходам епархии, которые продолжались иногда по несколько месяцев.

Мефодий (Герасимов), митр. Харбинский и Маньчжурский. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в.
Мефодий (Герасимов), митр. Харбинский и Маньчжурский. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в.

Мефодий (Герасимов), митр. Харбинский и Маньчжурский. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в.

В условиях начавшейся первой мировой войны М. возглавил работу Оренбургского епархиального комитета Красного Креста и Оренбургского епархиального беженского комитета. Было организовано несколько госпиталей, в т. ч. при женских мон-рях, Оренбургской ДС и жен. епархиальном училище. М. занимался сбором дополнительных средств на содержание госпиталей, регулярно посещал находившихся там раненых, проводил для них богослужения. Епархиальным комитетом Красного Креста было собрано ок. 200 млн р. (не считая пожертвований продуктами и одеждой). Во всех благочиниях были организованы отделы епархиального беженского комитета, к-рые снабжали эвакуированных из западных прифронтовых областей едой и одеждой, помогали найти им приют и определить детей в школы. В Оренбурге, где находилась основная часть беженцев, для них был устроен специальный городок с церковью, бесплатной столовой, баней, амбулаторией, 2-классной школой и б-кой. М. принимал активное участие в деятельности Оренбургско-Тургайского военно-промышленного комитета, изыскивал средства для организации для нужд обороны литейного завода, обозных мастерских, консервной фабрики.

После Февральской революции 1917 г. М. сумел избежать конфликтов с новыми властями. Сразу после получения 3 марта телеграммы об отречении имп. мч. Николая II Александровича дал распоряжение причту оренбургских храмов о возношении на богослужениях вместо Царствующего Дома «богохранимой державы Российской». 5 марта он призвал паству считать Временное правительство законной властью, подчинение которой не будет нарушением присяги, данной имп. Николаю II. М. отправил приветственную телеграмму назначенному Временным правительством новым обер-прокурором Синода В. Н. Львову. На состоявшемся в мае того же года Оренбургском епархиальном съезде получил поддержку клира и мирян. В нач. авг. 1917 г. М. отбыл в Москву для участия в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. На 1-й сессии Собора возглавил Отдел о богослужении, выступил с докладом, в к-ром выступил против использования в богослужении рус. языка. Также на Соборе М. возражал против предложений Челябинского еп. Серафима (Александрова; впосл. митрополит) о выделении Челябинского вик-ства в самостоятельную епархию.

После прихода к власти большевиков М. воздерживался от политических высказываний. 13 дек. 1917 г. он вернулся в Оренбург. В связи с первыми жертвами при столкновении в Оренбурге между сторонниками большевиков и казаками во главе с атаманом А. И. Дутовым 2 янв. 1918 г. М. выступил в кафедральном соборе с речью, ставшей известной как «Слово на погребение офицера и юнкера, убитых во время братского междоусобия». 18 янв. Оренбург был занят отрядами красногвардейцев, 20 янв. М. арестовали по обвинению в поддержке атамана Дутова и произнесении проповедей против большевизма. На допросе епископ заявил, что участвовал лишь в отпевании жертв гражданской войны и выступал против братоубийственного кровопролития. После допроса М. был освобожден. 5 мая 1918 г. указом патриарха Московского и всея России свт. Тихона возведен в сан архиепископа. В июне того же года согласился с предложением викарного Кустанайского еп. Дионисия (Прозоровского) о перемещении его кафедры из Оренбурга в Кустанай, однако решительно возражал против преобразования Кустанайского вик-ства в самостоятельную епархию. Относительно Челябинского вик-ства М. соглашался на учреждение там «самостоятельной епископии с упрощенным управлением», однако решение об образовании Челябинской епархии высшая церковная власть приняла уже после того, как связи М. с Московской Патриархией из-за событий гражданской войны оказались прерваны.

3 июля 1918 г. Оренбург заняли войска атамана Дутова. По этому случаю М. выступил в кафедральном соборе с приветственным словом, в котором обличал проводившиеся большевиками репрессии и осквернение христ. святынь. М. дал поручения всем благочинным расследовать случаи репрессий большевиков над священнослужителями. 21 сент. того же года М. передал временное управление епархией викарию Кустанайскому еп. Дионисию и выехал в Сибирь. 14 нояб.- 3 дек. в Томске М. принимал участие в Соборном церковном совещании представителей епархий Поволжья, Урала, Сибири и Дальн. Востока, на котором было сформировано Высшее временное церковное управление Сибири при правительстве адмирала А. В. Колчака. В кон. 1918 г. М. вернулся в епархию. Из-за угрозы взятия красными войсками Оренбурга (оставлен белыми 22 янв. 1919) архиерей проживал в Челябинске, где 26 февр. 1919 г. им был сформирован временный епархиальный совет. М. осуществлял управление той частью Оренбургской и Тургайской епархии, к-рая находилась под контролем белых войск. Временное управление территорией епархии, занятой красными войсками, по распоряжению патриарха Тихона было передано назначенному епископом Челябинским Дионисию (Прозоровскому). М. организовал мобилизацию военных священников для белых воинских частей, активно поддерживал в своих проповедях действия адмирала Колчака и атамана Дутова. В июне 1919 г., перед взятием Челябинска Красной Армией, М. выехал в Омск, откуда в нояб. тоже года был эвакуирован в Иркутск, а в февр. 1920 г. прибыл в Харбин.

М. поселился на Благовещенском подворье Пекинской духовной миссии. По приглашению приходского совета Николаевского собора возглавлял воскресные и праздничные богослужения, впосл. переселился в построенный для него при соборе дом. В 1922 г. М. вместе с управляющим Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД) Б. В. Остроумовым обратились в Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ) с ходатайством об образовании самостоятельной Харбинской епархии, обосновав его тем, что в Маньчжурии в зоне отчуждения КВЖД, ранее принадлежавшей России, за счет притока русских беженцев во время гражданской войны численность правосл. населения возросла до 300 тыс. чел. Указом ВЦУЗ от 24 марта 1922 г. временно учреждалась Харбинская епархия, ее управляющим был назначен М., которому присваивался титул архиепископа Харбинского и Цицикарского (с авг. того же года Харбинский и Маньчжурский). 14 июня М. отправил письмо с извещением о своем вступлении в управление новоучрежденной епархией Владивостокскому еп. Михаилу (Богданову), в юрисдикции к-рого ранее находились приходы в зоне КВЖД. Сразу после учреждения Харбинской епархии был избран временный епархиальный совет во главе с прот. Петром Рождественским. В июле того же года М. издал распоряжение о создании комиссии по подготовке Дальневосточного церковного Собора и составил проект положения о Соборе. 13-14 сент. в г. Никольске (ныне Уссурийск) состоялось архиерейское совещание с участием М., Токийского архиеп. Сергия (Тихомирова), епископов Владивостокского Михаила, Забайкальского Мелетия (Заборовского) и Камчатского Нестора (Анисимова). Архиереи высказались за подчинение своих епархий и миссий организованному в то время в Сремски-Карловци (Сербия) Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Архиерейское совещание постановило созвать во Владивостоке, еще удерживаемом белыми формированиями, церковный Собор для решения вопросов по организации церковного управления на Дальн. Востоке. Однако вскоре Владивосток был занят красными войсками и проведение Собора стало невозможным.

27 сент. 1922 г. в Харбине на 1-м епархиальном собрании состоялось торжественное открытие Харбинской епархии. Возглавляемое М. собрание ходатайствовало перед Архиерейским Синодом РПЦЗ об утверждении епархии как постоянной. Однако Архиерейский Синод отклонил это предложение, т. к. образование Харбинской епархии было опротестовано Владивостокским еп. Михаилом и претендовавшим на руководство всеми русскими приходами в Китае Пекинским и Китайским архиеп. Иннокентием (Фигуровским; впосл. митрополит). Напряженность в отношениях между М. и архиеп. Иннокентием продолжалась в течение последующих лет, что затрудняло связь 2 правосл. епархий в Китае. В окт. 1923 г. возник конфликт между М. и Харбинским епархиальным советом во главе с прот. П. Рождественским. После обращения членов распущенного М. епархиального совета с жалобой к Архиерейскому Синоду М. отменил свое решение и пошел на урегулирование конфликта при посредничестве проживавшего в Харбине еп. Мелетия (Заборовского). В сент. 1924 г. на чрезвычайном епархиальном собрании был избран новый состав епархиального совета во главе с прот. Александром Онипкиным.

Серьезные трудности возникли у православных в Маньчжурии после изменения в кон. 1924 г. статуса КВЖД, переданной по соглашению между СССР и Китаем под управление советской администрации. Был уволен прежний управляющий КВЖД Остроумов, оказывавший поддержку епархии, упразднен церковный отдел в правлении железной дороги, прекращено финансирование приписанных к дороге церквей, отменено преподавание Закона Божия в русских учебных заведениях Харбина, священно- и церковнослужители выселены из принадлежавших КВЖД зданий. Для решения финансовых проблем епархиальные власти и приходские советы ввели значительные церковные сборы; были организованы богословские лекции для молодежи. С начала существования Харбинской епархии М. пытался добиться получения юридического статуса для епархии на территории Сев.-Вост. Китая. В 1925 г. подготовленный епархиальным советом проект устава Православной Церкви в Маньчжурии трижды подавался на утверждение местным кит. властям, к-рые, однако, не дали согласия на регистрацию епархиального управления. Правовой статус Харбинской епархии оставался неопределенным, хотя в целом местные власти в 20-х гг. ХХ в. не препятствовали рус. церковной деятельности.

Несмотря на трудности, Харбинская епархия за время управления ею М. успешно развивалась. Если в 1922 г. здесь насчитывалось всего 28 правосл. церквей, то к 1931 г. число храмов выросло до 46. В 1922 г. по благословению М. архим. Ювеналий (Килин; впосл. архиепископ) основал 1-й в епархии мужской мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери. Его начали обустраивать на Крестовом о-ве на р. Сунгари близ Харбина, но в 1924 г. перенесли в харбинский р-н Нов. Модягоу. В мон-ре были устроены благотворительная больница с аптекой и типография. В том же году в Харбине игум. Руфина (Кокорева) основала жен. обитель в честь Тихвинской иконы Божией Матери (с 1925 - в честь Владимирской иконы Божией Матери). В 1928 г. для Богородице-Владимирского жен. мон-ря были построены помещения в харбинском р-не Новый город. В епархии была развернута издательская деятельность. С 1926 г. в типографии Казанского мон-ря выходил ежемесячный ж. «Хлеб небесный» - главное периодическое издание епархии. В 1928 г. в Харбине были открыты пастырско-богословские курсы, действовали 4 церковноприходские школы. В 1929 г. по благословению М. на собранные благотворительные средства при харбинском Преображенском храме был устроен епархиальный приют для престарелых и сирот (впосл. Дом-убежище им. митр. Мефодия).

М. скончался в Харбине после продолжительной болезни. Был похоронен в склепе кафедрального Николаевского собора. День его кончины впосл. ежегодно отмечался харбинскими прихожанами и клиром. В 1966 г. при разрушении собора могила была утрачена.

Соч.: О патриотической деятельности духовенства. Чита, 1911-1913. 2 ч.; Поучения в дни современной войны. Оренбург, 1916; О знамении обновления святых икон. Харбин, 1925. Джорд., 1967; О Живой церкви. Харбин, 1926; По поводу церковных нестроений. Харбин, 1927; Каноническое существование Харбинской епархии. Харбин, 1929.
Лит.: Духовное торжество в Харбине по случаю возведения в сан митрополита высокопреосв. Мефодия, архиеп. Харбинского и Маньчжурского. Харбин, 1929; Высокопреосв. Мефодий Харбинский и Маньчжурский: Его блаженная кончина. Харбин, 1931; Сумароков Е. Н. 20 лет Харбинской епархии. Харбин, 1942; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 338-339; Мефодий, митр. Харбинский (Герасимов Маврикий Львович) // Биогр. словарь миссионеров РПЦ / Сост.: свящ. С. Широков. М., 2004. С. 90; Косик В. И. Рус. церк. зарубежье: ХХ в. в биографиях духовенства от Америки до Японии: Мат-лы к словарю-справочнику. М., 2008. С. 239-241; Русак В. С. Православие в Китае в ХХ в. // Макарьевские чт.: Мат-лы VIII междунар. конф. Горно-Алтайск, 2009. С. 294-319; Баконина С. Н. Церковная жизнь рус. эмиграции на Дальн. Востоке в 1920-1931 гг.: На мат-лах Харбинской епархии. М., 2014.
Д. Н. Н.
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Мефодий (Герасимов Маврикий Львович; 1856 - 1931), митрополит Харбинский и Маньчжурский
См.также:
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский